Маленькие взрослые в стране украденного детства

Главная

Так, друзья – сегодня будет большой и интересный пост про советское детство.

Когда-то я уже рассказывал в подробностях о бытовых деталях советского детства (обязательно почитайте этот пост, кто ещё не видел) – но сегодня хочу взглянуть на этот вопрос с ещё одного, весьма неожиданного ракурса.

Если собрать воедино все детали детского советского быта, включая мультики, детсадовскую муштру, отношение к детям в поликлиниках и в целом проанализировать методы советского воспитания – то окажется, что детства как такового в СССР не существовало вовсе, – пишет белорусский блогер Максим Мирович на своей странице в Фейсбук.

Эта мысль на первый взгляд кажется парадоксальной, но чем дальше вы будете читать мой пост — тем больше будете убеждаться в том, что я прав. Советская система ещё со времён Ленина-Сталина поставила себе целью не счастье людей, не ценность каждой отдельной уникальной личности, а какие-то эфемерные мечтания об идеальном обществе, где всегда будет светить солнце и все будут жить в бесплатных пятикомнатных квартирах.

Люди советской системой рассматривались лишь как строительный материал для тех, кто будет жить после. Расшибиться в лепёшку, сгореть на работе, отдать всего себя ради будущих поколений в СССР считалось чем-то почётным и правильным.

Дети и детство советской системой рассматривались не как ценность сама по себе, а лишь как некий досадный период беспомощности перед тем, как человек становится самодостаточно боевой и трудовой единицей.

Все совковые мультики, вся совковая культура фактически построена на том, чтобы как можно быстрее слепить из ребёнка взрослого человека, со взрослыми эмоциями и реакциями. И в сегодняшнем посте я вам об этом подробно расскажу.

Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на ютуб-канал конечно же тоже подписывайтесь)Муравей Ферда и маленькие взрослые

Маленькие взрослые в стране украденного детства

В советские годы была невероятно популярны книги чешского писателя и художника Ондржея Секоры про муравья Ферду. Книга в завуалированной форме описывает совковые фантазии об идеальном социалистическом обществе — в небе постоянно светит солнце, все улыбаются, работают и не задают лишних вопросов, строя некий идеальный муравейник. Ещё есть враги — «рабовладельцы-отрокары», к войне с которыми муравейник постоянно готовится.

Гражданского Общества в муравейнике не существует — нет никаких выборов, приказы сами собой приходят сверху, властители отгорожены от простых муравьёв невидимой стеной, власть в муравейнике неоспорима и задана самой природой. Что ещё интересно — муравейник постоянно готовится защищаться от «рабовладельцев-отрокаров», но в итоге сам нападает на них, рассказывая об освободительной войне. В общем, в книге описан чистейший совок в его кристаллизованном виде.

И вот в этой книге есть очень интересный момент — детей и детства в этом «идеальном советском муравьином обществе» не существует вовсе. Муравьи сперва рождаются в виде личинок — тут как бы подразумевается ясельный возраст человека в возрасте 1-3 лет — а затем они окукливаются и позже превращаются сразу в готового взрослого. Сам того не ведая, Ондржей Секора описал и разоблачил советский подход к детству — для совков его как бы не существует, лучше бы ребёнок сразу рождался готовым рабочим или солдатом, а если этого сделать нельзя — то мы будем относиться к нему как к взрослому. Именно этот подход к детям и детству существовал все советские годы.

Советские мультики. Стыдное детство

Маленькие взрослые в стране украденного детства

А теперь давайте проанализируем так называемые «советские мультики» — которые многие люди с непонятной мне ностальгией продолжают любить. Однажды я уже подробно разбирал совковую анимацию — обязательно почитайте этот пост, но в сегодняшнем контексте нам интересно другое.

Если вы внимательно изучите советскую анимацию, то придёте к парадоксальному выводу — в советских мультиках нет детей. То есть — их нет вообще. В большинстве советских мультиках действуют не дети — с детскими желаниями, стремлениями, с детским восприятием мира и детскими ошибками — в советских мультиках действуют маленькие взрослые. Воюющий с «проклятыми буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш, уезжающий из дома Дядя Фёдор, живущий абсолютно автономной жизнью Малыш из «Карлсона», строгая и не по годам рассудительная Наташа из «Домовёнка Кузи» — вы и сами легко отыщете ещё десятки подобных примеров. Это не дети, а взрослые — со взрослыми мыслями и поступками.

В советских мультиках постоянно навязывалась мысль о том, что быть ребёнком — стыдно. Стыдно шалить, стыдно громко смеяться и носиться по улицам, стыдно случайно разбить окно мячом — быть ребёнком стыдно, мальчик. Ты должен с пелёнок мечтать о Коммунизме или хотя бы о том, чтобы стать космонавтом. Для поддержания этой мысли авторы совковых мультиков использовали приём расщепления — все детские шалости и грешки «собирались» в отдельного персонажа, который был как бы отделён от героя-ребёнка. Шалит не Павлик, а Капризка. Шалит не Вера, а обезьянка Анфиса. Хулиганит не Вовка, а попугай Кеша, шалит не Наташа, а домовёнок Кузя.

В общем-то невинные детские забавы выставлялись в крайне неприглядном свете — часто в конце подобных мультиков вокруг провинившегося ребёнка собирались в кучу высокие взрослые и милиционер в придачу, наклонялись над ним и начинали клевать своей совковой моралью. От просмотра подобных мультиков у детей оставался осадок, рождавший весьма нехорошее чувство — чувство вины за детство. Чувство вины за то, что он пока не такой, как взрослые, не так чувствует и не так видит мир, не хочет строить Коммунизм а просто хочет бегать по лужам и смеяться. Это очень стыдно. Простите меня пожалуйста, дорогие взрослые…

Пионеры и октябрята. Пропаганда

Маленькие взрослые в стране украденного детства

Помимо книг, мультиков и других культурных образцов, за детей плотно брались всевозможные организации вроде октябрят или пионеров, в буквальном смысле слова уже с ранних школьных лет заставлявшие детей быть маленькими взрослыми. В СССР это обзывалось разными эвфемизмами вроде «подготовки к взрослой жизни» или «приучение к труду», но на самом деле детей попросту лишали права быть ребёнком.

Уже с самого раннего детства детям вливали в уши советские пропагандистские россказни о том, как вечно живой дед Ленин сделал всех свободными, о том что мы живём в лучшей в мире стране под руководством Кремля, что наша Партия заботится о нас так, как никто в мире.

Ошалевшие семилетние дети слушали рассказы о дотах и дзотах, о скрытых в лесах пулемётных гнёздах, о том как советские снайперы метко стреляют в голову, между глаз и в шею, о том как приговорённые к казни Декабристы срывались с виселиц, о том как проклятый царизм расстреливал людей на площадях и о том, как кричали немцы, вылезая из горящего под Сталинградом танка.

Вместе с этой пропагандистской накачкой детей с уже самых ранних лет начинали приучать к бесплатному труду — называя всевозможные сборы макулатуры, бесплатную работу на огородах и в школе «общественно-полезными делами». Детей приучали к мысли о том, что он не ребёнок — а трудовая единица, просто ещё по какой-то досадной причине пока что маленькая. Детям постоянно приводили в примеры других детей, которые чуть ли не с рождения вели себя как маленькие взрослые — в семь лет встали к станку, в десять лет водили машину, а в тринадцать лет ушли воевать. Никто не говорил о том, что это в общем-то ненормальная ситуация, так быть не должно — ребёнок должен проживать нормальное детство. И такое искривление было во всём совковом отношении к детям.

Мёртвые внутренние дети. Послесловие

Современные курсы и тренинги по психологии говорят о том, как важно сохранить в себе внутреннего ребёнка — по-детски наивный и свежий взгляд на мир, способность удивляться и радоваться мелочам, способность улыбаться людям просто потому, что хочется улыбнуться. Я думаю, не в последнюю очередь эти тренинги столь популярны в странах бывшего СССР — среди взрослых, в которых ещё в СССР был убит внутренний ребёнок.

Советских детей с раннего детства старались сделать взрослыми и поскорее выпихнуть кирзовыми сапогами в «прекрасное далёко», но когда это прекрасное далёко наступило — то оказалось, что жить в нём не так-то и весело. И ещё оказалось, что в этом будущем не существует никаких взрослых — есть только люди, которые носят в себе внутреннего ребёнка, и у многих этот ребёнок уже давно мёртвый…

Такие дела.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *